Рабочая программа педагога - психолога на 2024-2025 уч. год

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1. Пояснительная записка. Актуальность рабочей программы

3

1.2. Цель программы

4

1.3. Концептуальная основа Программы

5

1.4. Возрастные особенности и новообразования дошкольников от 4 до 7 лет с
ОВЗ (ТНР)

6

1.5. Планируемые результаты Программы

9

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

11

2.1. Основные направления деятельности педагога-психолога

11

2.2. Содержание деятельности педагога-психолога

13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

19

3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы

19

3.2. Технологии и условия реализации рабочей программы

20

3.4. Перечень методических, литературных источников, цифровых
образовательных ресурсов

21

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка. Актуальность рабочей программы
Рабочая программа педагога-психолога является локальным актом МБДОУ
«Детский сад № 17 «Теремок» г. Сальска, разработана для групп комбинированной
направленности детей (от 4 до 7 лет) с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) на основе
нормативно-правовой документации:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 №273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образовании».
Письмо Минобрнауки России от 17.06.2013 №08-736 «О федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования»
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022,
зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149).
Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в СанктПетербурге».
Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательном пространстве Санкт-Петербурга (утверждена распоряжением Комитета
по образованию Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012).
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
(зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 514н от 24 июля 2015 г.
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)».
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации».
Рабочая программа педагога-психолога разработана на основе адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 17 «Теремок» г. Сальска, разработанной в соответствии с
ФГОС ДО и ФАООП ДО, а также в соответствии с Программой психологопедагогического сопровождения образовательного процесса.
Основным направлением рабочей программы, является создание комфортных
условий для социально-личностного развития дошкольников, успешной коррекционной и
развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Программа учитывает индивидуальные особенности детей с ТНР и создает
равноправные условия для полноценного развития детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Данная программа разработана для коррекции и развития детей с ТНР от 4 до 7 лет.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагогапсихолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика и психокоррекция в
работе с детьми 4 - 7 лет. Рабочая программа реализуется на русском языке.
Программа направлена на создание условий развития ребенка по всем линиям
психического развития, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
3

Психолого-педагогическое сопровождение по всем направлениям деятельности
педагога-психолога в дошкольном учебном учреждении позволяет поддерживать ребенка
на фундаментальном этапе становления личности ее структурных элементов (характер,
интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты
– особенности и способности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и
социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом
уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни
психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие
ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее
различных формах создает психологическую готовность к последующему – школьному
– периоду развития.
У современного ребенка недостаточно развита эмоциональная сфера: дети не
умеют распознавать и откликаться на чувства других людей, не умеют контролировать
свои эмоции, направляя их в нужное русло. Дошкольники часто встречается с такими
эмоциональными явлениями как: агрессия, страх, тревога, отчужденность. У многих детей
наблюдается повышенный уровень тревожности, робости и неуверенности в себе.
Организация психолого-педагогического сопровождения, обеспечивает как
необходимые условия для психического развития личностных черт и совершенствования
коммуникативных и саморегулирующих навыков, так и эффективность коррекционной
деятельности.
Одним из основных моментов в психолого-педагогическом сопровождении
является совместная работа с родителями (законными представителями) детей.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога
МБДОУ № 17, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по
профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Рабочая программа разработана на период с 01.09.2023 по 31.08.2024 года.
Реализация образовательной программы ведѐтся на русском языке.
1.2. Цель программы
Цель: Создание условий для охраны и укрепления психического здоровья всех
участников образовательного процесса, становления личности детей и достижения ими
личностных образовательных результатов в процессе освоения Адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
- Определение индивидуальных образовательных потребностей воспитанников.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом
развитии.
- Оказание помощи в становлении личности ребѐнка старшего дошкольного
возраста, развитии его самосознания, умения дифференцировать эмоциональные
состояния, снижению тревожных состояний, повышению самооценки.
- Содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в
организации коррекционно – развивающего процесса, воспитании детей,
формировании у них социальных качеств личности, способности к активному
социальному взаимодействию.
Участники воспитательно – образовательного процесса:
- дети с ОВЗ (ТНР) от 4 до 7 лет;
- педагогический состав МБДОУ;
- родители или законные представители ребенка;
- администрация МБДОУ.
4

1.3. Концептуальная основа
Принципы к формированию рабочей программы
Рабочая программа, базируясь на АОП ДО, а также в соответствии с Программой
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса строится на основе
общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом их
индивидуальных особенностей и сензитивных периодов развития психических процессов.
Она соответствует основным принципам построения и реализации образовательной
программы.
Дидактические принципы:
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- научной обоснованности и практической применимости (содержание программы
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и может быть реализован в массовой практике дошкольного
образования);
- полноты, необходимости и достаточности (т. е. позволяет решать поставленные
задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаясь к разумному «минимуму»);
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования
детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие
знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию
детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями обучающихся;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и в режимные моменты в соответствии со спецификой
дошкольного образования;
- принцип использования адекватных возрасту форм работы с детьми при
построении образовательного процесса, учитывая, что основной формой работы с
детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является
игра;
- принцип комплексности, предполагающий комплексное развивающее воздействие
на дошкольников и согласованную деятельность всех участников образовательного
процесса;
- принципа последовательности: построение процесса обучения от простого к
сложному, от известного к неизвестному;
- принцип доступности, учитывающий возраст, зону актуального развития ребенка,
программные требования воспитания и обучения;
- принцип наглядности для правильной организации коррекционно- развивающего
процесса;
- принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и
между детским садом и начальной школой;
- принцип семейной центрированности при взаимодействии педагогов не только с
ребѐнком, но и с семьѐй (людьми из его ближайшего окружения);
- принцип уважения личности ребѐнка, когда все участники образовательного
процесса принимают ребѐнка как полноправную личность независимо от возраста
и уровня его развития.
Специфические принципы:
- комплексный подход к проведению занятий;
- коррекционная направленность образования;
5

принцип концентризма;
принцип минимизации;
принцип индивидуализации образовательного процесса;
структурно-системный принцип, подразумевающий системный анализ того или
иного нарушения и организацию коррекционно-педагогической работы с учетом
структуры дефекта (Л. С. Выготский);
- принцип
дифференцированного
подхода,
который
раскрывается
в
дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями,
проблемами и потребностями.
Так же программа базируется на положениях:
- фундаментальных
исследований
отечественной
научной
психологопедагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка
дошкольного возраста;
- научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций,
содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного
дошкольного образования;
- действующего законодательства, иных нормативных правовых актов,
регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с
его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия
получения им образования (далее - особые образовательные потребности), его
индивидуальные потребности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом
образования;
- возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных
этапах ее реализации;
- специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе
использование специальных методов, методических пособий и дидактических
материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и
осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития.
-

1.4. Возрастные особенности и новообразования дошкольников с ТНР
от 4 до 5 лет
Дошкольное детство является наиболее благоприятным временем для становления
психики ребенка учитывая его индивидуальную предрасположенность и раннее
заложенные в нем зачатки. В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные
психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Типом мышления,
характерным для ребенка является наглядно-образное. Это значит, что в основном
действия детей носят практический, опытный характер. В этом возрасте очень важна
наглядность. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными,
произвольными: развиваются волевые качества. Возраст от четырех до пяти лет является
очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста
детского организма.
На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно
совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. В игровой
деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и
реальных взаимодействий детей. Формируются навыки планирования последовательности
6

действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку –
величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает
складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление.
Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается
устойчивость внимания. Ребѐнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в
течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо
действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей
при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со
взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребѐнка и взрослого ведущим
становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой
возрастной
феномен.
Взаимоотношения
со
сверстниками
характеризуются
избирательностью, появляются постоянные партнѐры по играм. В группах начинают
выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возрастные особенности детей 4–5 лет предполагают, что на этом этапе
дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и
уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого
самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку,
понимает, что такое рифмы, и пользуется ими.
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых
способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный
запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности
детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с
ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои
эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого.
На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и
правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее.
Развивается связная речь.
от 5 до 6 лет
Дошкольное детство является наиболее благоприятным временем для становления
психики ребенка учитывая его индивидуальную предрасположенности и раннее
заложенные в нем зачатки. В возрасте от 5 до 6 лет возникают психические
новообразования, характеризующиеся новыми свойствами психики. Возникают они
вследствие таких факторов, как межличностная коммуникация со сверстниками и
взрослыми, сюжетно-ролевая игра, разнообразные формы познавательной и развивающей
деятельности.
Игровая деятельность детей от 5 до 6 лет характерна следующим: роли
распределяются до начала игры, придерживаясь определенных правил и условий. Дети
часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести
тот или иной персонаж.
В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партерам свои
действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми
этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения
проблем («Кто будет...?»). Вместе с тем согласование действий, распределение
обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Совершенствуется
восприятие у детей с 5 лет: расширяется восприятие цветов и их оттенков, форм
различных геометрических фигур, хорошо отличают малые от больших форм и объемов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов
от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку
геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры;
ориентируется на листе бумаги.
7

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него
появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»:
интеллектуальные (любопытство; любознательность; чувство юмора), моральные (чувство
гордости; чувство стыда; чувство дружбы), эстетические (чувство прекрасного).
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребѐнка развивается
притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу,
подтвердить свою значимость.
Всѐ больший интерес ребѐнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений
между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со
своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребѐнка о Яреальном и Я- идеальном дифференцируются более чѐтко.
К этому периоду жизни у ребѐнка накапливается достаточно большой багаж
знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребѐнок стремится поделиться
своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению
познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребѐнка
может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребѐнку целенаправленно
преодолевать определѐнные трудности.
При психологическом обследовании воспитанников старшего дошкольного
возраста наблюдаются психофизические особенности дошкольников с ТНР, характерные
для этой возрастной группы. Качественный анализ обследования выявил, что у
большинства детей пассивный словарь превышает активный. Речь смазанная, дети
испытывают трудности в звукопроизношении и звуковосприятии, построении простых и
развернутых предложений. Также у детей этой группы наблюдается не достаточная
сформированность мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи,
недостаточность мелкой моторики. По результатам диагностики ВПФ (высших
психических функций) отмечается неточное выполнение заданий, недостаточная
сформированность основных мыслительных операций; неустойчивое внимание, частичное
восприятие предметов. У четверых детей наблюдается недоразвитие памяти и мышления,
повышенная отвлекаемость, низкий объем внимания.
от 6 до 7 лет
Дошкольное детство является наиболее благоприятным временем для становления
психики ребенка учитывая его индивидуальную предрасположенности и раннее
заложенные в нем зачатки. В возрасте от 6 до 7 лет возникают психические
новообразования, характеризующиеся новыми свойствами психики. Ведущая потребность
– общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция –
воображение.
Возрастные особенности:
Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность
школьного типа еще не сформирована.
Переход к младшему школьному возрасту.
Проявление кризиса 7 лет (капризы, демонстративное поведение).
Повышенная чувствительность.
Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к
взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
Восприятие продолжает развиваться.
Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут, объем внимания составляет 78 предметов.
К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы
психической активности. Он умеет рассматривать предметы, может вести
целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате
8

появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в
ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу
дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.
У детей с тяжелым недоразвитием речи имеется вторичные нарушения
эмоциональной сферы. Из-за нарушения речи ребенок попадает в условия социальной
депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным
путем идет усвоение эмоционального словаря.
Дети не умеют осознавать свои и чужие эмоции. Это приводит к тому, что ребенок
не дифференцирует сходные эмоции, затрудняется в осознании и выражении как своего,
так и чужого эмоционального состояния. Наиболее страдает понимание эмоций героев
художественных произведений. В целом при общем недоразвитии речи наблюдается
незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования. У детей с
ТНР повышена склонность к отрицательным эмоциям и стрессовым состояниям. По их
собственной самооценке причиной снижения эмоционального состояния является
сознание своей неполноценности. Дефект речи, несформированность отношений со
сверстниками, дезадаптация не позволяют им быть более общительными и счастливыми.
При моторной алалии В.А. Ковшиков (2001) в зависимости от состояния личности
и эмоционально-волевой сферы выделяет три группы детей. Первая группа –
эмоционально-волевая сфера и личностные свойства сохранны, отклонения не выходят за
границы нормы – это самая малочисленная группа. Для детей второй группы характерна
повышенная возбудимость, гиперактивность, суетливость, склонность к повышенному
фону настроения, некритичность по отношению к речевому нарушению. Дети третьей
группы отличаются повышенной тормозимостью, снижением активности, характерно
критичное отношение к своему дефекту, выраженное переживание по этому поводу,
речевой негативизм; дети не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, скованы – это самая
многочисленная группа.
При психологическом обследовании воспитанников 6-7 лет наблюдаются
психофизические особенности дошкольников с ТНР, характерные для этой возрастной
группы. Качественный анализ обследования выявил, что у большинства детей пассивный
словарь превышает активный. Речь смазанная, у части воспитанников аграмматичная,
дети испытывают трудности в звукопроизношении и словесном оформлении
высказываний, составлении предложений, описательных и последовательных рассказов.
Также у большей части детей данной возрастной группы наблюдается не достаточная
сформированность вербально-логического мышления (ведущим остается нагляднообразное), недостаточность мелкой моторики. По результатам диагностики ВПФ (высших
психических функций) отмечается недостаточная сформированность основных
мыслительных операций, недоразвитие памяти, а также низкий объем, концентрация и
распределения внимания.
1.5. Планируемые результаты Программы
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР,
планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров
ФАОП ДО. В соответствии с целевыми ориентирами планируется следующая
положительная динамика:
- ребенок любознателен, энергичен, имеет хорошее представление об окружающем
его мире, хорошо владеет знаниями о цвете, оттенках, форме, объеме, величине,
количестве; способен самостоятельно выполнить задание; осведомлен в природных
процессах, смене времен года, о животном и растительном мире; развиты знания о
профессиях, трудовой деятельности;
9

ребенок легко идет на контакт, взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в сюжетно-ролевой игре, придумывает правила и следует им;
положительное отношение к другим и себе;
- ребенок может самостоятельно себя занять, выбрать вид деятельности и партнеров,
инициативен; присутствует эмпатия к другим людям; развито воображение;
- ребенок имеет представления о чувствах и эмоциях, способен выражать их в
конструктивной форме;
- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения,
этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и
психических особенностей;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их
оценивать;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и
отстаивать свою позицию по разным вопросам;
- ребенок знает правила и нормы поведения в обществе и умеет их придерживаться;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет;
- открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно
добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе;
- проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей
среде. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения
народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную
деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Отсутствие положительной динамики в освоении данной программы ребенком с
ОВЗ, обусловлено индивидуальными особенностями и тяжестью проявления его
нарушений.
При успешном осуществлении психологического сопровождения возможно
достижение благоприятных условий социализации, воспитания, коррекции и развития
детей, что в целом положительно влияет на образовательный процесс. Таким образом,
эффективность реализации рабочей программы педагога-психолога неизбежно отразится
на результатах педагогической диагностики. Для анализа эффективности реализации
программы в коррекционно-развивающей деятельности с детьми используется
психологическая диагностика, основанная на методах, описанных в содержательном
разделе программы.
Для анализа уровня освоения программы и развития ребѐнка применяется
динамический мониторинг, основанием для которого служат результаты психологической
диагностики отражающей уровень развития высших психических функций,
коммуникативной и эмоциональной волевой сферы, фиксируемый в начале и конце
учебного года в индивидуальных картах воспитанников.
-

10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления деятельности педагога-психолога
Учебный год в группах комбинированной направленности для детей с тяжелым
нарушением речи начинается первого сентября, длится девять месяцев.
Сентябрь – адаптационный период и углублѐнная диагностика (обследование и
заполнение диагностических карт, индивидуальных карт, наблюдение за детьми в
различных ситуациях: во время режимных моментах, игровых ситуациях, при общении с
взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа с детьми.
Октябрь - май: основной период работы.
Май - итоговая диагностика (обследование и заполнение диагностических карт,
индивидуальных карт
Июнь – совместная игровая деятельность с детьми, наблюдение в различные
режимные моменты.
Работа педагога-психолога с детьми проводится индивидуально и подгруппами.
Продолжительность занятий в соответствии СанПиН для детей от 4 до 5 лет – 20
минут, от 5 – до 6 лет – 25 минут, от 6 – 7 лет – не более 30 минут.
Основными направлениями реализации образовательной программы и
деятельности
педагога-психолога
являются:
психологическое
просвещение,
психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая
диагностика, развивающая и психокоррекционная работа.
Психологическое просвещение (профилактика)
Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов, родителей
(актуализация, систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических
знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности), предотвращение
возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательнообразовательного процесса.
Психологическое просвещение в условиях ДОУ носит профилактический и
образовательный характер и существует в формах родительских собраний, круглых
столов, семинаров, а также в создании информационных уголков и папок с регулярно
обновляемым наполнением (тексты, игры, упражнения, мини-тесты, анкеты,
ознакомительные брошюры) и осуществляется согласно перспективному плану.
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по обеспечению
условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень,
предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении
личности детей в процессе непрерывной социализации; своевременному предупреждению
возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей (выявление
условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности воспитанников; затрудняющих
становление и развитие детей с ТНР, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; разработке
психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной
и безопасной для личностного развития воспитанников, для своевременного
предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной,
интеллектуальной и волевой сфер. А также поддержанию благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе: предотвращение «профессионального
выгорания» педагогов.
Психологическое консультирование
Цель: повышение качества воспитательно-образовательного процесса и
предоставление психологической помощи, путем взаимодействия со всеми участниками
процесса (педагоги и родители).
11

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
включает:
- консультирование администрации, педагогов и других работников ГБДОУ по
проблемам взаимоотношений в коллективе и другим профессиональным вопросам;
- консультирование родителей (законных представителей) по проблемам
взаимоотношений с воспитанниками, их развития и другим вопросам;
- консультирование
администрации,
педагогов,
родителей
(законных
представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития
воспитанников.
Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психологического развития детей,
выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательнообразовательного процесса
Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое
изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ГБДОУ, определения их
индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в
ГБДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию
помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения
являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и
отклонений в их психологическом развитии.
Диагностический инструментарий:
- Семаго Н.Я. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной
деятельности ребѐнка. Дошкольный и младший школьный возраст».
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект
материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных
учреждений».
Развивающая и психокоррекционная работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка,
коррекция отклонений психического развития.
Психокоррекционная деятельность проводится с целью создания комфортных
условий для благополучного психологического развития ребенка и коррекции
поведенческих и личностных отклонений.
Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления
являются:
- отработка
коммуникативных навыков,
развитие
навыков
сотрудничества, взаимной эмпатии;
- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
- коррекция агрессивных проявлений и
негативных черт характера,
препятствующих общению;
- организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного
эмоционального настроя в группе;
- обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
- обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей).
Средства реализации программы: арт-терапия и игротерапия, психогимнастика,
релакс-тренинг, развивающие игры и упражнения, сказкотерапия, песочная терапия,
коммуникативные игры и игры направленные на снятие психических зажимов.
Занятия проводятся один раз в неделю в соответствии с режимом дня.
12

2.2. Содержание деятельности педагога-психолога в рамках МБДОУ
Дети
- Наблюдение и анализ
адаптационных
возможностей;
-проведение диагностики
нервно-психического
развития воспитанников;
-диагностика возрастных и
индивидуальных
особенностей по запросам
родителей,
педагогов;
-проведение диагностики по
определению готовности к
школьному обучению;
-организация коррекционноразвивающей работы;
-проведение развивающих
занятий.

-

Педагоги
-Создание в группах
психологически комфортной
предметно-развивающей
среды;
-участие в работе
Педагогических советов,
ППк;
-оказание психологической
поддержки в исследованиях
по темам самообразования;
-разработка и участие в
интегрированных занятиях;
- оказание помощи в период
проведения аттестации,
конкурсов педагогического
мастерства.

Родители
Участие в организации и
проведении различных форм
родительских собраний;
-участие в тематических
встречах;
-оказание поддержки
родителям, имеющим детей
спроблемами в развитии;
-консультирование;
-изучение стиля семейного
воспитания;
-участие в организации
совместных детскородительских мероприятий

Перечень коррекционных мероприятий:
обследование воспитанников;
заполнение речевых карт и индивидуальных карт;
анкетирование родителей;
диагностика детей;
подгрупповая и индивидуальная работа;
консультирование родителей, индивидуальные беседы;
консультирование, семинары-практикумы для педагогов;
заседание ППк;
функционирование СППС.

Тематическое планирование психологических занятий
с детьми с ОВЗ (ТНР) от 4 до 5 лет
1 неделя - Занятие 1. Знакомство.
Цель: 1. Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на
занятии.
2 неделя - Занятие 2. Давайте дружить.
Цель: Продолжать знакомство друг с другом, делать группу сплоченной.
Формировать положительное отношение к содержанию занятия.
3 неделя - Занятие 3. Волшебные слова.
Цель: Продолжать знакомство друг с другом, развивать навыки культурного
общения. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного
материала.
4 неделя - Занятие 4. Правила поведения.
Цель: Продолжать знакомство друг с другом, развивать коммуникативные навыки,
необходимые для общения. Развивать произвольность.
5 неделя - Занятие 5. Радость. Грусть.
Цель: Развивать коммуникативные умения, навыки, умение работать в группе.
Обучить выражению и распознаванию чувства радости, грусти.
13

6 неделя - Занятие 6. Гнев.
Цель: Познакомить детей с эмоцией «гнев». Развивать коммуникативные умения,
навыки, умение работать в группе. Привлечь внимание к эмоциональному миру человека.
7 неделя - Занятие 7. Удивление.
Цель: Обучить выражению и распознаванию эмоций: радость, грусть, гнев,
удивление. Развивать коммуникативные умения, навыки, умение работать в группе.
Привлечь внимание к эмоциональному миру человека.
8 неделя - Занятие 8. Испуг.
Цель: Обучить выражению и распознаванию: испуга, радости, грусти, гнева,
удивления. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных
персонажей.
9 неделя - Занятие 9. Спокойствие.
Цель: Развивать коммуникативные навыки, учить преодолевать тактильные
барьеры. Привлечь внимание к эмоциональному миру человека.
10 неделя - Занятие 10. Словарик эмоций.
Цель: Обучить выражению и распознаванию: испуга, радости, грусти, гнева,
удивления. Привлечь внимание к эмоциональному миру человека.
11 неделя - Занятие 11. Восприятие сенсорных эталонов.
Цель: Развивать восприятие сенсорных признаков предметов. Развивать
мыслительные процессы.
12 неделя - Занятие 12. Восприятие свойств предметов.
Цель: Развивать восприятие свойств предметов. Развивать мышление, внимание,
воображение.
13 неделя - Занятие 13. Диагностика - 1
Цель: Диагностика зрительной памяти, мышления, внимания, развитие
коммуникативных навыков.
14 неделя - Занятие 14. Мои помощники глазки.
Цель: Совершенствовать восприятие. Тренировать
зрительные
ощущения.
Развивать мышление, внимание, память, творческую активность.
15 неделя - Занятие 15. Мой помощник носик.
Цель: Совершенствовать восприятие. Тренировать обоняние, закреплять навыки
исследования с помощью соответствующих органов чувств. Активизировать творческую
активность.
16 неделя - Занятие 16. Мой помощник ротик.
Цель: Совершенствовать восприятие. Закреплять навыки исследования с помощью
соответствующих органов чувств. Активизировать творческую активность.
17 неделя - Занятие 17. Мои помощники ушки.
Цель: Совершенствовать восприятие. Закреплять навыки исследования с помощью
соответствующих органов чувств. Тренировать слуховые ощущения, внимание, память.
Активизировать творческую активность.
18 неделя - Занятие 18. Мои помощники ручки.
Цель: Совершенствовать восприятие. Закреплять навыки исследования с помощью
органов осязания. Тренировать тактильные ощущения. Формировать позитивную
мотивацию общения.
19 неделя - Занятие 19. Мои помощники ножки.
Цель: Совершенствовать восприятие. Развивать двигательную активность.
Формировать позитивную мотивацию общения.
20 неделя - Занятие 20. Из чего сделаны наши мальчишки?
Цель: Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний об особенностях
поведения мальчиков. Работа по развитию самоконтроля.
21 неделя - Занятие 21. Из чего сделаны наши девочки?
14

Цель: Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний об особенностях
поведения девочек. Способствовать формированию доброжелательного отношения к
маме, бабушке, сестре, тѐте.
22 неделя - Занятие 22. Страна Вообразилия.
Цель: Развивать воображение, восприятие, внимание, память, наглядно – образное
мышление, мелкую и общую моторику. Формировать вербальное общение; умение
слушать.
23 неделя - Занятие 23. Прогулка по городу.
Цель: Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение.
Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы.
24 неделя - Занятие 24. Здравствуй, Весна!
Цель: Развитие воображения, познавательные психические процессы. Развить
умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений,
слов.
25 неделя - Занятие 25. День смеха.
Цель: Развитие воображения, творческого мышления.
26 неделя - Занятие 26. В гостях у сказки.
Цель: Развивать воображение, память, творческое мышление, пантомимическую и
речевую выразительность. Закрепить знание содержания сказок.
27 неделя - Занятие 27. Диагностика.
Цель: Диагностировать и развивать зрительную память. Диагностировать
мыслительные операции «анализ», «сравнение», «синтез»; внимание. Развивать
коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.
28 неделя - Занятие 28. Диагностика.
Цель: Диагностировать и развивать слуховую память. Диагностировать
мыслительные операции «обобщение», «исключение», «классификация»; память.
Развивать коммуникативные навыки.
Тематическое планирование психологических занятий
с детьми с ОВЗ (ТНР) от 5 до 6 лет
1 неделя - Занятие 1. Знакомство.
Цель: 1. Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать
невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.
2 неделя - Занятие 2. Наша группа. Что мы умеем.
Цель: Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплоченной
обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребенком своих
положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать
вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение
сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Развивать внимание, память,
мышление, воображение. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки
самосознания.
3 неделя - Занятие 3. Правила поведения на занятиях.
Цель: Познакомить детей с правилами поведения в группе. Продолжать
формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.
Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
4 неделя - Занятие 4. Страна «ПСИХОЛОГиЯ»
Цель: Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное
и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.
5 неделя - Занятие 5. Радость. Грусть.
Цель: Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучать различению
эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику,
15

пантомимику, интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального
реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство
радости в рисунке.
6 неделя - Занятие 6. Гнев.
Цель: Познакомить детей с чувством гнева. Обучать различению эмоционального
состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику,
интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на
совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.
7 неделя - Занятие 7. Удивление.
Цель: Познакомить детей с чувством удивления. Обучить различению
эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику,
пантомимику, интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального
реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство
удивления в рисунке.
8 неделя - Занятие 8. Испуг.
Цель: Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию испуг по
его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Учить детей выражать
чувство страха в рисунке.
9 неделя - Занятие 9. Спокойствие.
Цель: Познакомить детей с чувством спокойствия. Обучать различению
эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику,
пантомимику, интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального
реагирования на совершенное действие или поступок. Снятие эмоционального
напряжения.
10 неделя - Занятие 10. Словарик эмоций.
Цель: Закреплять и обобщать знания о чувствах радости, грусти, гнева, удивления,
испуга, спокойствия. Развивать способность понимать и выражать эмоциональное
состояние другого человека. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов,
обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
11 неделя - Занятие 11. Страна Вообразилия.
Цель: Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии
музыкальных и поэтических произведений. Развивать невербальное и вербальное
общение. Формировать интерес к творческим играм.
12 неделя - Занятие 12. В гостях у сказки.
Цель: Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую
выразительность. Закрепить знание содержания сказок. Развивать творческое мышление.
13неделя - Занятие 13. Как помириться?
Цель: Учить простым способам выхода из конфликтов.
14 неделя - Занятие 14. Волшебные средства понимания
Цель: Диагностировать и развивать слуховое и зрительное внимание
(устойчивость). Изучить состояние операции мышления исключение, зрительного синтеза.
Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.
15 неделя - Занятие 15. Я особенный.
Цель: Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества.
Развивать самосознание. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать
отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение.
16 неделя - Занятие 16. Я и моя семья.
Цель: Воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о
семье, об обязанностях членов семьи.
17 неделя - Занятие 17. Я и мои друзья.
16

Цель: Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении
к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей.
Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.
18 неделя - Занятие 18. Я и мое имя.
Цель: Идентификация ребенка со своим именем. Формировать позитивное
отношение ребенка к своему Я. Стимулировать творческого самовыражения.
19 неделя - Занятие 19. Защитники Отечества
Цель: Воспитывать любовь и уважение к папе, дедушке, дяде. Расширить и
уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии».
20 неделя - Занятие 20. Мамины помощники.
Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, тете. Расширить и
уточнить словарь детей по теме «Женские профессии».
21 неделя - Занятие 21. Этикет. Внешний вид.
Цель: Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного
человека и желание выполнять правила личной гигиены. Продолжать формировать
навыки вербального и невербального общения.
22 неделя - Занятие 22. Общественный этикет.
Цель: Познакомить детей с общественным этикетом. Продолжать формировать
навыки вербального и невербального общения. Развивать мелкую и общую моторику.
23 неделя - Занятие 23. Столовый этикет.
Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать
столовому этикету. Продолжать формировать навыки вербального и невербального
общения.
24 неделя - Занятие 24. Подарочный этикет.
Познакомить детей с подарочным этикетом. Продолжать формировать навыки
вербального и невербального общения.
25 неделя - Занятие 25. Гостевой этикет.
Познакомить детей с гостевым этикетом. Продолжать формировать навыки
вербального и невербального общения.
26 неделя - Занятие 26. Кто такой «Я»? Черты характера.
Цель: Формирование умения различать индивидуальные особенности внешности.
Развитие представления о себе, качествах своего характера.
27 неделя - Занятие 27. Диагностика.
Цель: Диагностировать и развивать зрительную память. Диагностировать
мыслительные операции «анализ», «сравнение», «синтез»; внимание. Развивать
коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.
28 неделя - Занятие 28. Диагностика.
Цель: диагностировать и развивать слуховую память. Диагностировать
мыслительные операции «обобщение», «исключение», «классификация»; память.
Развивать коммуникативные навыки.
Тематическое планирование психологических занятий
с детьми с ОВЗ (ТНР) от 6 до 7 лет
1 неделя - Занятие 1. Создание Лесной школы.
Цель: 1.Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать
невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.
2 неделя - Занятие 2. Букет для учителя.
Цель: Продолжать знакомить детей друг с
другом,
делать
группу
сплоченной обогащать знания детей друг о друге. Развивать коммуникативную сферу.
Развивать вербальное и невербальное общение. Снять телесное и эмоциональное
напряжение. Развивать внимание, память, мышление.
17

3 неделя - Занятие 3. Смешные страхи.
Цель: Развивать умение выступать публично. Продолжать формировать навыки
вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать внимание,
память, воображения.
4 неделя - Занятие 4. Игры в школе.
Цель: Развивать коммуникативные навыки. Развивать внимание, память,
мышление, воображение. Развивать умение выступать публично. Развивать
произвольность психических процессов.
5 неделя - Занятие 5. Школьные правила.
Цель: Развивать навыки культурного общения. Развивать внимание, память,
мышление, воображение. Развивать умение выступать публично. Развивать
произвольность психических процессов.
6 неделя - Занятие 6. Собирание портфеля.
Цель: Развивать умение выступать публично. Развивать произвольность
психических процессов. Развивать навыки общения, умения выступать публично,
высказывать свое мнение.
7 неделя - Занятие 7. Белочкин сон.
Цель: Развивать эмоциональную, коммуникативную сферы. Развивать внимание,
память, мышление, воображение. Развивать произвольность психических процессов.
8 неделя - Занятие 8. Госпожа Аккуратность.
Цель: Развивать эмоциональную, коммуникативную сферы. Развивать волевую
сферу, внимание, память, мышление.
9 неделя - Занятие 9. Жадность.
Цель: Развивать эмоциональную, коммуникативную сферы. Развивать волевую
сферу, внимание, память, мышление.
10 неделя - Занятие 10. Волшебное яблоко.
Цель: Развивать навыки общения, умения выступать публично, высказывать свое
мнение. Развивать эмоциональную сферу. Развивать внимание, мышление.
11 неделя - Занятие 11. Подарки в день рождения.
Цель: Развивать сферу общения, навыки культурного общения. Развивать память,
мышление, внимание, воображение. Развивать произвольность психических процессов.
12 неделя - Занятие 12. Домашнее задание.
Цель: Развивать навыки общения. Развивать память, логическое мышление,
внимание, воображение. Развивать произвольность психических процессов.
13 неделя - Занятие 13. Школьные оценки.
Цель: Развивать навыки общения. Развивать мышление (анализ, логическое).
Развивать произвольность психических процессов.
14 неделя - Занятие 14. Ленивец
Цель: Развивать навыки общения. Развивать мышление (анализ, логическое).
Развивать произвольность психических процессов.
15 неделя - Занятие 15. Списывание, подсказка.
Цель: Развивать коммуникативную и эмоциональную сферы. Развивать внимание,
логическое мышление. Развивать произвольность психических процессов.
16 неделя - Занятие 16. Обманный отдых.
Цель: Развивать коммуникативную и эмоциональную сферы. Развивать внимание,
логическое мышление, память, воображение. Развивать произвольность психических
процессов.
17 неделя - Занятие 17. Бабушкин помощник.
Цель: Развивать коммуникативную и эмоциональную сферы. Развивать внимание,
мышление. Развивать произвольность психических процессов.
18 неделя - Занятие 18. Прививка.
18

Цель: Развивать коммуникативную и эмоциональную сферы. Развивать внимание,
мышление, память, воображение. Развивать произвольность психических процессов.
19 неделя - Занятие 19. Больной друг.
Цель: Развивать эмоциональную сферу, эмпатию. Развивать внимание, мышление,
память, воображение. Развивать навыки вербального и невербального общения. Развивать
произвольность психических процессов.
20 неделя - Занятие 20. Ябеда.
Цель: Развивать эмоциональную сферу, эмпатию. Развивать внимание, логическое
мышление. Развивать навыки вербального и невербального общения. Развивать
произвольность психических процессов.
21 неделя - Занятие 21. Шапка-невидимка.
Цель: Развивать эмоциональную сферу, эмпатию. Развивать внимание, логическое
мышление. Развивать навыки вербального и невербального общения. Развивать
произвольность психических процессов.
22 неделя - Занятие 22. Задача для Лисенка.
Цель: Развивать эмоциональную сферу, эмпатию. Развивать внимание, логическое
мышление, воображение. Развивать навыки вербального и невербального общения.
Развивать произвольность психических процессов.
23 неделя - Занятие 23.Спорщик.
Цель: Развивать эмоциональную сферу детей. Развивать зрительное внимание,
память; логическое мышление. Развивать навыки вербального и невербального общения.
Развивать произвольность психических процессов.
24 неделя - Занятие 24.Обида.
Цель: Развивать эмоциональную сферу детей. Развивать зрительное внимание,
память; логическое мышление, воображение. Развивать навыки вербального и
невербального общения. Развивать произвольность психических процессов.
25 неделя - Занятие 25. Хвосты.
Цель: Развивать эмоциональную сферу детей. Развивать зрительное внимание,
память; логическое мышление. Развивать навыки вербального и невербального общения.
26 неделя - Занятие 26. Драки.
Цель: Развивать эмоциональную и коммуникативную сферу детей. Развивать
зрительное внимание, быстроту реакций; логическое мышление, восприятие. Развивать
навыки вербального и невербального общения. Развивать произвольность психических
процессов.
27 неделя - Занятие 27. Грубые слова.
Цель: Развивать эмоциональную сферу детей. Развивать зрительное внимание,
память. Развивать навыки вербального и невербального общения, культурного общения.
Развивать произвольность психических процессов.
28 неделя - Занятие 28. Дружная страна.
Цель: Развивать навыки вербального и невербального общения, культурного
общения. Развивать эмоциональную сферу. Развивать произвольность психических
процессов. Обобщить полученные навыки.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы
Одним из основных условий реализации психологической помощи является
конфиденциальность, гарантирующая психологический комфорт и безопасность всех
участников образовательного процесса.
При организации психологического сопровождения и поддержки воспитательнообразовательного
процесса
предусматривается
ряд
условий,
максимально
19

оптимизирующих реализацию коррекционно-развивающей деятельности с учетом
возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников.
Коррекционно-развивающий процесс рассчитан на пятидневную рабочую неделю.
В начале учебного года родителю (законному представителю) каждого
обучающегося МБДОУ предлагается документально подтвердить согласие на его
психологическое сопровождение в воспитательно-образовательном процессе. В случае
отказа
родителя
(законного
представителя)
от
услуг
педагога-психолога
психодиагностическое и коррекционно-развивающее направление психологического
сопровождения в отношении данного ребѐнка не реализуется.
В течение сентября, января и мая организовано наблюдение детей в условиях
естественного пребывания в МБДОУ, совместная и индивидуальная деятельность,
направленная на психологическое обследование, а также беседы с родителями (законными
представителями) воспитанников, специалистами и педагогами групп, с целью
формирования, корректировки и анализа эффективности рабочей программы педагогапсихолога. Психологическое сопровождение каждого ребѐнка осуществляется
параллельно по всем направлениям (Содержательный раздел) реализации программы на
том уровне и в тех формах, которые необходимы и доступны в конкретной ситуации.
Таким образом, для каждого ребѐнка индивидуально выбираются формы и методы
психокоррекции. При доступности совместных коммуникативных и развивающих игр
воспитанники участвуют в совместной деятельности. При необходимости
индивидуальной психологической помощи организуются специальные для этого условия,
предусмотренные Перспективным планом и графиком работы.
При недоступности ребѐнку помощи на игровом и продуктивном уровне,
осуществляется психологическая помощь посредством обучения родителей (законных
представителей) и педагогов обучающегося рекомендуемым регулярным формам
взаимодействия, что способствует систематической коррекции психоэмоциональных
нарушений на поведенческом уровне. Так же всем участникам воспитательнообразовательного процесса при необходимости оказывается экстренная (внеплановая)
психологическая помощь.
Уровень личностного развития детей дошкольного возраста детерминирует
зависимость их психологического состояния от условий взаимодействия в семье и ДОУ,
что объясняет взаимосвязь успешности согласования действий всех взрослых в
отношении ребѐнка и эффективности реализации процесса психокоррекции. Из этого
следует безусловная необходимость сотрудничества и преемственности между педагогомпсихологом, педагогами и специалистами группы, которую посещает ребѐнок и его
семьѐй.
3.2. Технологии и условия реализации рабочей программы
Взаимодействие всех участников образовательных отношений МБДОУ
осуществляется с применением современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
Зона для
проведения коррекционно–развивающих
индивидуальных
и
подгрупповых занятий хорошо освещена и включает в себя: детские столы и стулья;
Консультативная зона включает: рабочий стол; стул, банкетку-диван; полки для
хранения документов; документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
ноутбук; набор диагностических методик; стимульный материал для проведения
диагностики; игрушки, способствующие установлению контакта с детьми; комплексы
20

наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных
возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе; шкаф для
хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации
программы:
- библиотека: учебно-методические материалы для специалистов, необходимые для
реализации комплекса программы;
- доступ к сети Интернет,
- сайт образовательного учреждения,
- группа ВК образовательного учреждения.
3.3. Перечень методических, литературных источников,
цифровых образовательных ресурсов
Методические и литературные источники:
1. «Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого
развития детей 3–4 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А.
Козлова. — СПб - Москва: Речь, 2019;
2. «Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого
развития детей 4−5 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А.
Козлова. — СПб - Москва: Речь, 2019;
3. «Цветик-семицветик»: Программа интеллектуального, эмоционального и волевого
развития детей 6−7 лет / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А.
Козлова. — СПб - Москва: Речь, 2019;
4. Семаго Н.Я. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной
деятельности ребѐнка. Дошкольный и младший школьный возраст».-М.: «Аркти»,
2001;
5. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект
материалов для
педагогов-психологов детских дошкольных образовательных
учреждений».-М.: Генезис, 2019;
6. Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Теория и практика оценки психического развития
ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст». -М.: Айриспресс, 2010;
Электронно-образовательные ресурсы:
1. Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
2. Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru
3. Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru
4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Образовательные порталы:
1. Детский портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/
2. Детский портал "Теремок" http://teremoc.ru/
3. Детский портал "Почемучка" http://pochemu4ka.ru/
4. Детский портал "Интернетѐнок" http://internetenok.narod.ru/
5. Детский портал "Клепа" http://www.klepa.ru/
6. Журнал "Детский сад будущего" http://www.gallery-projects.com
7. Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru/
8. Журнал «Детский сад от А до Я» http://detsad-journal.narod.ru/
9. Газета «Дошкольное образование» http://best-ru.net/cache/9988/
10. "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/
11. Сайт Бибигоша http://bibigosha.ru/.

21

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».